В конце октября 2024 года в Москве состоялся очередной съезд общества «Царьград». Спонсор — олигарх Константин Малофеев — именует его возрожденным Союзом русского народа. Заседание получилось помпезным и с казенным душком,выстроенным по лекалам типичных путинских форумов.
Союз русского народа возродился,но пока без еврейских погромов
Союз русского народа — общество «Царьград»
Есть крупный инвестор (вданном случае Малофеев),которому хочется держаться впубличном поле. Для статусности тусовки приглашают чиновников. Вэтот раз торговали лицами Мария Захарова изМИД иПетр Толстой изГосдумы. Приехали еще несколько губернаторов— изКалужской,Кировской,Вологодской,Томской иКурганской областей.
Измедийных фигур (куда без скоморохов?) позвали Ивана Охлобыстина,амногочисленная консервативная публика— благодатная массовка. Поскольку сие действие проходило вконференц-зале патриаршего Храма Христа Спасителя,то,покрайней мере,медийно рисовался знакомый образ «единства народа ипартии»,преломленный сквозь уваровскую триаду «православие,самодержавие инародность».
Малофеев говорил осуверенитете,Боге,русском народе,образовании иразвитии частного индивидуального строительства. Захарова предложила слово «аборт» заменить на«убийство». Вологодский губернатор Филимонов рассуждал о«динамичном консерватизме». Философ Дугин призвал победу в«СВО» вымаливать уБога,аОхлобыстин скандировал «Гойда» изаявил онеобходимости установить русский протекторат над всей планетой.
Политтехнолог Александр Бородай,почему-то представленный боевым командиром,обрушился нафедеральный Минкульт,где,поего мнению,засели слишком толерантные крелокантам «геббельсовцы». Иконечно,рассказал,что нафронте все совершенно нетак,как хотелось бы.
Если верить сообщениям ссайта самого «Царьграда»,сквозной темой многих выступлений стали удивительно знакомые сетования оботсутствии единой национальной идеи,котораябы сплотила всю Россию.
Какимибы карикатурными нибыли разошедшиеся посети снимки спикеров,выступавших нафоне имперских орлов,перед нами— один изярких итогов развития государственной идейно-исторической политики,которая напротяжении 2000–2010-е годов постепенно вырабатывала эклектичную государствоцентричную идеологию.
Она строилась натом,чтобы как-то совместить две главные исторические мифологии: советскую иимперскую. Иуже через них как-то проговорить,что сильное государство исильный народ— это что-то единое ивзаимодополняющее. Если вывспомните сочинения Николая Старикова,которые стали заполнять рынок совторой половины нулевых,собственно,такова ибыла его главная задача.
Правда,этот государствоцентризм до2020-х годов небыл столь однозначно имперским итем более опасался заигрывать срусскими этническими националистами. Вполне обоснованно государство видело вних скорее угрозу: всеже участники «русских маршей» потенциально были вбольшей степени готовы нарадикальные уличные действия,нежели либералы икреативный городской средний класс.
Однако лазейки для заигрывания сэтими идеями оставались,если кэтнонационализму присоединялось что-тоеще. Например,официальное православие.
Видеологическом плане Русской православной церкви было позволено куда больше,нежели другим институтам. Даиединым монолитом православная церковь никогда небыла. Потому одни настоятели могли сотрудничать собщественностью издвижения «Сорок сороков»,адругие— счленами или активистами «Мемориала».
Другая лазейка— обращение ксмутным,золото-блестящим,ностальгическим образам Российской империи,замечу,при значительном одобрении или понимании состороны интеллектуального класса. Если несколько упрощать,тоив1990-е,ив2000-е годы критика сталинизма исоветских порядков нередко сопровождалась ностальгией поРоссии дореволюционной,«правильной». Кто-то просто считал,что в1917 году большевики сбили страну с«естественного» пути развития,другие ностальгировали сильнее,идя попути фактического обеления империи.
Сетевые дискуссии того времени были перенасыщены подобной полемикой. Ееакадемическим отражением стала дискуссия между Борисом Мироновым иСергеем Нефедовым.
Наинституциональном уровне вроссийских верхах оплотом русского имперского национализма в2009–2017 годы служил Российский институт стратегических исследований благодаря своему директору,впрошлом генералу разведки,Леониду Решетникову. Эта государственная аналитическая структура при администрации президента тогда делилась надве части: относительно небольшое количество исследователей-международников,занимающихся ведомственной аналитикой,исвоеобразная секта любителей монархии илично Николая Второго. Еепубличным лидером стал историк ибывший оперуполномоченный милиции Петр Мультатули,который вначале 2010-х годов написал книгу о том,что последний император неотрекался отпрестола,асоответствующий акт— подлог.
Вроссийских элитах также имелись любители Российской империи,часто публично обжигавшиеся при попытках что-то сказать оВторой мировой. Например,Никита Михалков успешно снимал про репрессии илюбимого Александра III,новначале 2010-х подвергся травле за«антисоветские» фильмы оВеликой Отечественной. Поклонником его творчества,кслову,был иостается Владимир Мединский,ставший в2012 году министром культуры. Его государствоцентризм также был скорее проимперским,хотя подолжности заниматься откровенной «антисоветчиной»— публично— оннемог. Приходилось как-то адаптироваться. Отсюда ипостоянные скандалы,например вокруг техже 28 панфиловцев,спризывом,согласно которому неочень важно,что там происходило,— «живые» мифы надо чтить.
Кчислу любителей империи точно стоит причислить иАлексея Громова,который с2008 году вдолжности замруководителя администрации президента курирует российскиеСМИ. Его жена возглавляет наблюдательский совет благотворительного «Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества». Здесь интересна именно презентация деятельности висторико-имперских категориях. Название отсылает квел.кн. Елизавете Федоровне,одной изалапаевских мучеников 1918 года. Еемужем был вел.кн. Сергей Александрович,московский губернатор (и,пожалуй,самый влиятельный гомосексуал поздней Российской империи). В1905 году его взорвали террористы-эсеры,амосковская публика злословила: «Великий князь впервые вжизни пораскинул мозгами». В2016 году при усилиях Мединского ижены Громова вКремле,наместе гибели,был восстановлен памятный крест,когда-то стоявший там ивыполненный поэскизам художника-черносотенца Виктора Васнецова.
Все это вбольше степени игры висторию иобразы,однако некоторые пошли дальше. Так,2010-е годы породили две центральные общефедеральные фигуры имперского дискурса,которые развивали его засчет инкорпорирования советского.
Первая— духовник Путина отец Тихон (Шевкунов),который включился вразвитие имперско-исторической пропаганды через мультимедийные выставки-блокбастеры,превращенные затем впарки «Россия— моя история». Если мыпопытаемся найти,где до2022 года вРоссии относительно официально была выражена насамая «единая 1000-летняя история государства»,гдеже этот последовательный рассказ,тоничего,кроме творений команды отца Тихона,инеобнаружим.
Вторая— бизнесмен Константин Малофеев,чья бизнес-история— это скорее про спекулятивные операции,атакже дружбу ссиловиками иприближенными Путина. Однако публично,да,онстал одной иззвезд наиболее дремучего империализма. В2014 году был причастен кспонсированию сепаратистов вУкраине,в2015 году создал имперский телеканал «Царьград». Также Малофеев вошел вруководящий совет Всемирного русского народного собора (ВРНС)— ключевой околоцерковной структуры для ультраконсервативных общественников.
После того как в2017 году Решетникова иего команду выгнали изРИСИ,они также обосновались при Малофееве иосновали движение «Двуглавый орел». В2020 году генерал иолигарх рассорились. Решетников скомандой ушли иосновали собственное историко-просветительское общество «Наследие империи»,аМалофеев переименовал «Двуглавый орел» в общество «Царьград». Дескать,бренд более раскрученный. Некоторые сторонники олигарха,вукор Решетникову ставили воинствующий антисоветизм.
Кконцу 2021 года Малафееву подготовили трехтомник зубодробительной исторической публицистики «Империя»,первый том которого даже был опубликован тиражом в5тыс. экземпляров. Если говорить очень просто,товоснове лежит тезис,что империя— это всегда хорошо. Если чуть сложнее— торазвивается образ России как нового катехона. Есть такая вхристианской литературе концепция,что некая страна (катехон) является всвой исторический период субъектом,который удерживает мир отспадания возло,противостоит приходу Антихриста итем препятствует наступлению конца света.
Неудивительно,что всередине февраля 2022 года резкой критической рецензией наэту книгуразразилось близкое кадминистрации президента новостное агентство Regnum,игравшее скорее налево-консервативном,просоветском поле.
Естественно,что после 24февраля 2022 года любые идеи,оправдывающие агрессию,приходятся кодвору. Англосаксы? Неонацисты? Пусть будет икатехон. В2023 году Малофеев основал одноименный «аналитический центр» при «Царьграде»,асамо медиа стало одним изнаиболее популярных вРФ. Воктябре 2024-го,постатистике Liveinternet,оннаходился на6-й позиции,немного уступая традиционным лидерам ввиде РБК и«РИА Новости».
Если вынести заскобки собственно Малофеева иего имперские чудачества,токконцу третьего года полномасштабной войны,действительно,оказалось,что воснове Z-повестки лежат две ключевые идеи оправдания агрессия: «Мывосстанавливаем свою империю» и«Мызащищаем русских». Крен всторону русского национализма нашел поддержку иуПутина,который,например,год назад участвовал взаседании ВРНС. Асрусским национализмом (эпохи Путина,конечно),даеще инавоенном фоне,неизменно приходит риторика,заигрывающая сострахами: дескать,русские скоро вымрут,анаихместо придут мигранты счеченцами.
Правда,вгосударственно-имперском Z-дискурсе понятие «русский» сегодня неизменно расшифровывается нечерез расовые,узко-этнические или кровные категории,акак некое культурное поле русского языка ирусского культуры,открытое для каждого. Такое вот перенимание элементов изсоциального конструктивизма,превращающее русских вприлагательных кгосударству. Этот подход провозглашался инамалофеевском форуме,правда,участники,судя поматериалам,неспешили дискутировать,что значит быть «русским чеченцем» или «русским татарином». Ивообще насколько представители этих народов готовы себя так осмыслять.
Зато ключевыми темами повестки,кроме идеологии ипомощи фронту,стали миграция и«сбережение русского народа» или,если быть точнее,— как заставить русских женщин больше рожать. Естественно,собравшиеся ведином порыве одобрили государственное наступление начайлдфри,аборты ипродажу алкоголя ипризвали продолжать втомже духе.
Довольно много слов было сказано омерах социальной поддержки рождающих женщин,спрозрачным акцентом,что все это должно касаться прежде всего «русских»— великорусских регионов.
Восновании предполагаемой биополитики лежит все таже старая логика «кнута ипряника»,запрета ипатернализма. Значительная часть съезда общества «Царьград»— это про рассуждения,как лучше использовать население воимя государственных задач. Желательно— всех россиян,но,чтобы непорождать проблем наэтнических окраинах,толегче иудобнее сосредоточиться нарусских. Русские (что этнические,что «просто культурные») потому иосмыслены как важнейший иполезнейший властный ресурс,который стоит более эффективно эксплуатировать.
Потому русские имперцы,пытаясь выйти запределы исторической демагогии ипредложить нечто актуальное,породили примерно следующий тезис: без русской матки новый катехон неудержать.
Признаться,довольно слабо даже для реинкарнации Союза русского народа.
Деловая информация Беларуси:Предоставляет последние финансовые новости, инвестиционную информацию, информацию о банковском фондовом рынке и управлении активами.
© Деловая информация Беларуси
политика конфиденциальности